Защищать свою ногу обувью человек начал много тысячилетий назад.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первую обувь начали
носить жители эпохи позднего палеолита. Вашингтонский историк Эрик
Тринакус сделал подобные выводы, изучив скелеты древних людей. Их стопы
ученый увидел деформированными в области мизинца, а у более ранних людей
была деформирована и вся стопа, причиной чего могло стать только
ношение обуви. По выводам археологов первая обувь была кожаной, а также
использовались такие растительные материалы как кора дерева, папирус,
камыш, лыко, солома и даже дерево (японцы до сих пор носят деревянные
сандалии гэта).
Сегодня обувь имеет самые разнообразные фасоны и сделана из
всевозможных природных и искусственных материалов и особым вниманием
пользуется каблучок женских туфелек.
В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее мог лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к ним не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.
Древняя Греция в плане обуви была более разнообразна. Здесь мало того, что, помимо сандалий модницы щеголяли и в полуботинках с задником, и в сапожках на шнуровке, и в эндромисах – сапогах без мыска, так еще и то, что именно древнегреческим сапожникам мы обязаны "левым" и "правым" ботинком. Хотя в полную меру эта "находка" реализуется только в 20-е годы 20 века.
Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.
Обувь в Риме рассказывала о статусе владельца. Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытые обутки, а проститутки носили сандалии - чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви сделали и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью "Следуй за мной".
Сандалии XII века
В средние века среди вельмож и богатых людей наиболее модными считались башмаки с длинными носами. Длина "носа" у знати доходила до 60-70 см, а простым горожанам специальным указом французского короля Филиппа IV "носы" укоротили до 30 см. Зато особы королевской крови могли носить обувь любой длины да еще загнутую вверх. Отсюда и пошла поговорка "жить на широкую ногу". Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена, а для того, чтобы они не морщились, в них вкладывали сено или солому.
Мария Тюдор, вошедшая в историю как "кровавая Мэри" (XVI ст.), тоже любила щеголять в туфлях на неправдоподобно высоком каблуке, что позволяло казаться выше в глазах подданных.
Забавно, но оценить всю прелесть высокого каблука дамы смогли только в конце 17 века – до того момента приличия не допускали демонстрации даже края женской обуви. Зато в начале 18 века юбки значительно укоротились, что позволило, наконец-то, разгуляться фантазии модниц. Более того, моду на каблуки подхватили и мужчины.
Высоту каблуков приходилось регламентировать в соответствии со статусом и знатностью происхождения. Но некоторым дамам удавалось добиться позволения носить такие каблуки, что передвигаться по улицам они могли только при помощи трости. Или кавалера.
Зато в начале 18 века юбки значительно укоротились, что позволило, наконец-то, разгуляться фантазии модниц. Более того, моду на каблуки подхватили и мужчины.
Высоту каблуков приходилось регламентировать в соответствии со статусом и знатностью происхождения. Но некоторым дамам удавалось добиться позволения носить такие каблуки, что передвигаться по улицам они могли только при помощи трости. Или кавалера.
В эпоху Возрождения на смену длинноносым башмакам пришла обувь с широкими носами. И господа стали напоминать вышедших на прогулку гусей.
Зато дам потянуло ввысь. Венецианским красавицам (Венеция тогда была законодательницей мод) пришлись по душе высокие деревянные "цоколи", прародители современной платформы. Костюм той эпохи выглядел тяжеловесно, и, чтобы казаться стройнее и изящнее, просто необходимо было увеличить рост. Да и улицы того времени особой чистотой не отличались. Правда, ходить на этих подставках было крайне сложно. Поэтому за дело взялся... Леонардо да Винчи. Гений Возрождения разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный каблук женской обуви. Однако, как и свойственно гениям, он опередил свою эпоху на двести с лишним лет. Массовое распространение каблуков его конструкции в Европе началось спустя почти три века - в XVII столетии.
Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - тяжелые высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.
В XVIII веке Париж становится центром мировой моды, а французская аристократия - ее законодательницей. Каблуки к этому времени остались только в женской обуви и соответствовали любимой форме декора того времени - лепестку лилии. Самый модный каблук - 10-12 см и довольно тонкий, отчего у дам появляется весьма изящный изгиб стана. Средний размер женской обуви тогда был всего 32 см, и дамы вынуждены были практически стоять на кончиках пальцев. Но на какие жертвы не пойдешь ради моды!
Каблуки в то время обтягивали шелком или тонкой кожей типа сафьяна, а сами туфли делали из цветной кожи или атласа с вышивками, кружевами, страусовыми перьями, всевозможными лентами. А все почему? Да потому, что женская обувь, которая столетиями оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду, наконец увидела свет! Гривуазность (почти непристойность) вошла в моду вместе со слегка укороченным платьем, открывшим наконец-то женские ноги чуть выше щиколотки. О, какой простор для модниц дало такое послабление нравов! Правда, скоро все закончилось.
Французская революция 1789 года свела моду на каблуки буквально на нет – охватившее Европу стремление к "простоте" заставило дам в течение 50 лет разгуливать по улицам в подобии балеток.
Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей, и в сандалиях на плоской подошве.
Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея "упрощения" образа жизни.
Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и "талия в корсете", и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?
19 век внес свои коррективы в историю обуви – на смену шелковым туфлям в дамском гардеробе прочно обосновались невысокие кожаные ботиночки.
Форма становится более женственной, к тому же появляется шнуровка и застежки, а также каблук-рюмочка.
Одним из главных изобретений прошлого века можно с уверенностью назвать "шпильку". Ее создателем принято считать Роже Вивьера, который еще в 1953 году преподнес Елизавете Английской эксклюзивные, усыпанные рубинами, босоножки на высоком (по тем временам) каблуке.
После коронации Елизаветы первые красавицы мира – Одри Хепберн, Мария Каллас, Жаклин Кеннеди поспешили к маэстро с просьбой создать для них нечто подобное.
Источник - Пресс-служба RETROBAZAR.com
0 комментарии:
Отправить комментарий